Путешествовать можно бюджетно и вполне безопасно хоть в Африке, хоть на Индостане, главное – предварительно ознакомиться с правилами поведения той страны, куда вы собираетесь ехать.
Добраться в Индию без покупки тура проще простого: отечественные авиалинии предлагают удобный и недорогой (0) прямой рейс, билеты на который доступны даже за неделю-две до нужной даты, а если планировать путешествие заранее, можно воспользоваться услугами лоу-коста Airarabia и выбрать даты с самыми выгодными ценами билетов (но лететь придется с пересадкой в Шардже).
Разработать маршрут своего путешествия нужно заранее и сразу определиться, какими видами транспорта будете пользоваться при каждом переезде. Не то чтобы в Индии были с ним проблемы – поездом можно доехать практически в любое место (сеть железных дорог – одна из крупнейших в мире), есть много вариантов внутренних авиаперелетов и автобусных маршрутов, но билеты день в день можно спокойно приобрести только на автобус. А железнодорожные или авиа лучше забронировать с помощью сайта www.cleartrip.com или аналогичных ему еще из Украины. Билеты разных авиаперевозчиков отличаются в цене порой в несколько раз и ближе к дате вылета остаются лишь самые дорогие, а с поездом все наоборот – из существующих семи классов вагонов в первую очередь раскупаются те, что поприличнее, и есть риск нарваться на путешествие в индийском общем вагоне, битком набитом разношерстной публикой, без кондиционера, проводника и видимости порядка.
При этом нужно учитывать, что билет на поезд первого-второго классов на дальние расстояния будет стоить соизмеримо с перелетом, при этом точность для Indian Railways – понятие абстрактное, в зависимости от расстояния и количества остановок составы опаздывают в среднем на 3-6 часов (бывало, что и на 20), и тут уж неважно, какого класса ваш билет. Правда, этим иногда грешит и индийский лоу-кост “Spice Jet” – откладывает отправку несколько раз, задерживает вылет в стыковочных пунктах, в результате чего перелет Джайпур-Гоа (Даболим), например, как-то занял почти 7 часов вместо положенных 3,5 и сопровождался скандалами и мучительными ожиданиями.
Прибыв на вокзал или в аэропорт любого города, не спешите хватать первое предложенное такси (как правило, им оказывается государственное prepaid taxi), а изучите все предложения. Чаще всего моторикша (тук-тук) окажется раза в полтора дешевле, а если поторговаться – то радикально выгоднее, а кроме того, из всех аэропортов и крупных железнодорожных вокзалов в город обязательно ходят недорогие рейсовые автобусы (в Дели – специальная ветка метро). Так, за машину из Даболима на Палолем-бич служба prepaid taxi просила по прейскуранту 1200 рупий, водитель тук-тука – 900, а двумя автобусами переезд обходился всего в 65 рупий.
Проживание и еда
В любой туристической “мекке” Индии есть райончик-два в центре, где компактно располагаются guest house и отели, и, обойдя 5-10 таких заведений, за полчаса можно сосватать себе самую подходящую по цене и комфортности комнату (от 200 до 1200 рупий за ночь). В Дели приезжие чаще всего селятся в районах Мэйн-базара на Пахаргандже (станция метро New Delhi) или на Carol Bagh с одноименным названием остановки метро, в Агре полно “ночлежек” по соседству с Тадж-Махалом, в Джайпуре – с главным автовокзалом. Есть несколько нехитрых правил поселения в индийские отели: никогда не хватайте первый попавшийся номер – вам всегда покажут самый дорогой, но вряд ли существенно лучший остальных, всегда торгуйтесь за него – цена легко сбавляется в 1,5-2 раза от названной изначально, всегда уточняйте, есть ли горячая вода и помните, что полотенец и белоснежного белья в бюджетных ночлежках (стоимостью до 600 рупий) точно не будет. Зато будет живность: в зависимости от географии отеля – ящерицы, мышки или тараканы, причем его звездность на наличие “сожителей” никак не влияет.
Завтрак в стоимость номера практически всегда не входит, даже не при всех отелях есть рестораны. Но примерно до полудня окрестные пиццерии, ресторанчики и забегаловки предложат вам утренний омлет, тосты, лепешки, кофе-чай и йогурт (curd – по-английски или dahi – на хинди). Пообедать или поужинать по-европейски уже сложнее – в лучшем случае найдется паста, в противном – приходится выбирать что-то из “огненных” блюд бобово-рисово-овощной индийской кухни. Просить не добавлять в нее дозу специй бесполезно – чаще всего вам принесут блюда из общего котла, приправленного, по нашим меркам, в расчете на драконов. При этом улица всегда рада накормить вас жареными пирожками, сладостями и напоить масала-чаем (с добавлением молока и 7 видов специй), а тележки торговцев ломятся от всевозможных фруктов, так что пропасть с голоду туристу точно не дадут.
Как не дать себя в обиду
Как и в любой точке земного шара, в Индии турист – возможность хорошо заработать для местных. Чтобы ориентироваться в адекватности цен и тарифов, перед поездкой нужно внимательно почитать отзывы бывалых на форумах Индостан и Винского, иначе придется переплачивать и кормить обманщиков постоянно. Нужно быть внимательным уже в аэропорту: курс валют здесь будет далеко не самым выгодным (46-47 рупий за доллар против нормального курса – 52 рупии к доллару), таксисты – не самыми искренними. Прейскуранты и чеки госслужбы такси пишутся чаще всего на хинди, и понять, по правильному ли тарифу вас везут, порой сложно. Кроме того, извозчики сами нередко путаются в больших городах или попросту высаживают пассажиров раньше пункта назначения, чтобы меньше возиться с ними, поэтому до того как отпустить таксиста и рикшу, лучше спрашивать прохожих, в нужном ли месте вы находитесь.
У входов в вокзалы всегда крутятся десятки “помощников”, которые легко убедят вас, не дав дойти до кассы, что все билеты проданы и немыслимо их достать, и единственный выход – обратиться в турбюро, которое совсем рядом и уже заливает бензин в машину, чтобы доставить вас. В офисе вам даже покажут какую-то интернет-страничку, где будет написано, что мест на поезд нет, правда, ни даты, ни направления поездки заметить не дадут. С такими разводилами общаться не стоит вообще, ведь даже если билеты раскуплены, в крупных железнодорожных узлах предусмотрены кассы с квотой билетов для туристов. Самый популярный способ их покупки – через интернет, только не забывайте всегда распечатывать электронные билеты, а то охрана не пустит и на порог вокзала или аэропорта.
Чтобы не стать жертвой воров, понадобятся навесные замки, железная цепочка и нательный кошелек money-belt. Замочки вешают на двери отелей – выданным администрацией доверять не стоит, недобросовестный персонал запросто может прошерстить имущество в ваше отсутствие. В пути их цепляют на “собачки” сумок и чемоданов, а цепями крепят багаж к своей полке. Кошелек носят на поясе и хранят в нем документы и деньги – из карманов, рюкзаков и даже нагрудных кошельков их легко крадут.
Как уберечь себя от болезней
Самая распространенная проблема в индийском быту для нас – пищевые отравления. У индусов понятия гигиены сильно отличаются от привычных нам, так что пить минералку с лимоном и чай в уличных “наливайках” из стаканов, неизвестно как мытых, не рекомендуется; есть мороженое местного производства в неряшливой упаковке и обедать в ресторанчиках, которые избегают местные, не стоит. Очень выручает частое мытье рук, гели-антисептики и влажные салфетки (ими нужно запастись на родине, в индийских магазинах салфетки, а также тампоны и другие средства гигиены – большая редкость чаще всего). В дорожной аптечке всегда должны быть лекарства для скорой помощи, но лучше всего с местными палочками борются индийские препараты, ими чаще всего и спасаются. Можно смело советоваться с местными аптекарями – они могут предложить эффективное аюрведическое или народное средство, как то: прием чайной ложки сухого черного чая от поноса, например. Кроме того, многие простужаются в первом же не в меру кондиционированном вагоне или автобусе, так что традиционные антипростудные средства тоже нужны.
В любой ситуации можно смело полагаться на помощь местного населения. Индусы – народ доброжелательный и вежливый, и только языковые нестыковки могут помешать добиться от них вразумительного ответа (английский знают многие, но говорят с шипящим акцентом и трудно понимают наш, славянский). В городках помельче и деревнях каждый встречный поздоровается с вами, спросит, как дела и откуда вы прибыли. Считается нормальным подойти к белому путешественнику и попросить сфотографироваться на его фоне. Уже через пару дней навязчивое внимание местного населения не забавляет, а раздражает, но избавиться от него нереально, даже отмалчиваясь. Индию можно или принять такой, какая она есть, или лучше отказаться от самостоятельного путешествия и беречь нервы, отдыхая “пакетным” способом на Гоа.