Сексуальная жизнь в истории человечества всегда была кам- нем преткновения и истолковывалась, как угодно. Несмотря на то, что ханжи и религиозные лицемеры всегда осуждали ее, она все же продолжалась просто потому, что человек в ней нуждался. И даже тогда, когда он заставляет себя отойти от сексуальной жизни, она все равно остается у него в уме, потому что что секс – мощное побуждение человека. Йога и Тантра, в отличие от об- щественного мнения снобов, не считают секс духовным или без- духовным занятием. Вместо того, чтобы третировать естествен- ный импульс, не лучше ли дать ему правильное направление? Ес- ли человек практикует йогу и владеет определенными техниками, его сексуальная жизнь соединяется с духовной, как и жизнь того, кто искренне следует правилам целомудрия (целибат).
Тантра левой руки
Тантра подразделяется на две ветви: вама марга, которая ис- пользует сексуальную энергию в процессе йоги для пробуждения кундалини, и дакшина марга, которая занимается тем же, но без использования сексуальной энергии. Вама марга – левый путь, дакшина марга – правый. Раньше, когда сексуальная жизнь стро- го регламентировалась, люди предпочитали дакшина маргу, но сейчас, когда эти барьеры рушатся, большинство следует путем вама марги, надеясь совместить сексуальную жизнь с духовными устремлениями.
Сексуальная жизнь, согласно Тантре, преследует три цели: продолжение рода, физическое наслаждение, высшее духовное наслаждение (самадхи). Последнюю цель выбирает тантрический йог, который лишен сексуальных предрассудков и использует секс как средство для пробуждения кундалини, как часть своей садха- ны, которая требует от него, чтобы он максимально растянул сек- суальное наслаждение во времени. Обычно сексуальный контакт прекращается прежде, чем человек успевает продлить его и углу- бить. Однако существуют определенные техники, которые могут растянуть это наслаждение даже на всю жизнь, и тогда пробужда-
68
ются “мертвые” зоны мозга, возрождаясь к жизни благодаря трансформированной сексуальной энергии.
Душа энергии
Сущность вама марги состоит в том, что пробуждение кунда- лини осуществляется через половые отношения между мужчи- ной и женщиной. По существу, концепция вама марги основана на принципах, которые детально описаны в современной физике и известны под терминами “дифференциация” и “интеграция”, то есть – расщепление и слияние. Мужчина и женщина представля- ют позитивную и негативную энергии, а на ментальном уровне – время и пространство. Являясь полярными силами, они, однако, во время сексуальной связи сближаются до тех пор, пока не про- изойдет взрыв, рождающий материю. В этом заключается основ- ной смысл тантрического посвящения, которое разработано весьма основательно в древнейших тантрических писаниях, ак- центирующих на то, что энергетические волны, возникающие во время сексуальной связи, менее важны, чем процесс, направляю- щий их к высшим центрам, Все знают, как возникает эта энергия, но мало кто знает, как направить ее к высшим центрам. А между тем, без этого знания невозможно попять саму душу этой могу- чей энергии, которую мы обычно выпускаем наружу и на этом наша мимолетная связь обрывается.
Составными частями этого процесса слияния являются Шива и Шакти. Шива олицетворяет пурушу, сознание, а Шакти – прак- рити, или материальную энергию. Шакти в различных формах присутствует во всех творениях, и любая энергия – духовная или материальная – есть Шакти. Когда энергия рвется наружу, ее при- рода материальна, но если ее направить к высшим центрам, она трансформируется в духовную. Таким образом, если сексуальное взаимодействие между мужчиной и женщиной происходит по тантрическим законам, оно оказывает благотворное влияние на духовное сознание обоих.
Удержать бинду
Слово “бинду” означает “точка” или “капля”. Тантра бинду на- зывает ядром, обителью материи, источником творения. И хотя бинду находится в высших центрах мозга, развивающиеся эмо- ции и страсти заставляют ее соскользнуть в нижние центры, где точка превращается в каплю семенной жидкости, которая выде- ляется при половом оргазме. Согласно Тантре, удержать бинду аб- солютно необходимо по двум причинам: во-первых, процесс ре-
69
генерации может происходить только с помощью бинду, а, во- вторых, все духовные переживания обусловлены вспышкой бин- ду. В связи с этим Тантра рекомендует определенные практики, с помощью которых мужчина-партнер может остановить эякуля- цию и удержать бинду. Чтобы удержать бинду, мужчина должен совершенствовать свою практику ваджроли мудры, мула бандхи и уддияна бандхи. Если эти три крийи выполняются безупречно, бинду можно удержать, и тогда половой акт достигает высшей точки в момент вспышки энергии, которая не взрывается оргаз- мом, а продолжает пребывать на уровне высокого напряжения. В этот момент и следует направить эту энергию к высшим центрам вверх по позвоночнику. Чтобы это произошло, необходимо овла- деть предварительно некоторыми крийями хатха йоги (паши- моттанасана, салабхасана, ваджрасана, супта ваджрасана и сидд- хасана). Эти асаны полезны для сжатия нижних центров. Кроме того, полезна также сиршасана, вентилирующая мозг. Овладев этими асанами, совершенствуют шамбхеви мудру для углубления концентрации в бхрумадхье, межбровье. После этого практикуй- те ваджроли мудру вместе с мула бандхой и уддияна бандхой в кумбхаке. Пока удерживается эякуляция, выполняйте кумбхаку, так как задержка дыхания и бинду органично связаны. Потеря кумбхаки – это потеря бинду, а потеря бинду – это потеря кумб- хаки. В процессе кумбхаки вы направляете энергию в высшие центры. А если вам удастся визуализировать свое переживание в форме змеи или светящейся линии, вас ожидает фантастический сюрприз… В противном случае уровень энергии снижается, про- исходит эякуляция, резко понижается температура тела, нервная система впадает в угнетенное состояние, мозг продуцирует свои проблемы и возникают чувства потери, депрессии, вины, разоча- рования… Помните, что удержание бинду не рассеивает энергию и не приводит к слабости – скорее оно увеличивает частоту секса без вреда для обоих, пополняя совместный запас энергии.
Обращение к женщинам
Женщина обладает особой точкой концентрации, которая расположена в муладхаре, шейке матки, за ее отверстием. Крайнее возбуждение именно этой точки ведет к оргазму, который на языке Тантры называется пробуждением. Чтобы растянуть это чувство, необходимо накопить достаточно энергии в этой точке. Однако обычно слегка накопившаяся энергия тут же рассеивает- ся. Чтобы этого избежать, женщина должна уметь удержать свой ум в абсолютной концентрации на этой точке при помощи прак-
70
тики сахаджоли, которая сжимает влагалище и утробные мыш- цы. Если девочки научились выполнять уддияну бандху в раннем возрасте, они смогут со временем усовершенствовать и свою са- хаджоли. Уддияна бандха всегда выполняется с задержкой полсле выдоха и важно научиться выполнять ее в любом положении. Хо- тя ее обычно совершают в сиддха йони асане, следует научиться делать ее так же хорошо в ваджрасане или позе вороны. Когда вы практикуете уддияна бандху, спонтанно происходят и две другие бандхи: джаландхара и мула бандха. Многолетняя практика пос- тепенно сформирует острое чувство концентрации на этой осо- бой точке физической локализации и проявит свою духовную природу. Тантра разъясняет, что существуют два типа оргазма: один происходит в нервной системе и известен всем женщинам, а другой – в муладхаре. Когда сахаджоли выполняется в процессе майтхуны (половой акт), пробуждается муладхара и возникает духовный, или тантрический, оргазм. Если женщина-йог и спо- собна выполнять сахаджоли от 5 до 15 минут, тантрический ор- газм будет продолжаться столько же. Растягивая подобное состо- яние, женщина изменяет обычный поток энергии и выходит за пределы обычных сексуальных переживаний в состоянии дхья- ны. В противном случае она не испытает тантрического оргазма, произойдет обычный выброс энергии, наступит чувство неудов- летворенности и депрессии. Поэтому сахаджоли для женщин крайне важна, но чтобы усовершенствовать эту крийю, ей необ- ходимо практиковать уддияну, наули, наукасану, ваджрасану и сиддха йони асану. Для замужних женщин весьма полезна прак- тика амароли (что означает “бессмертие”), предохраняющая от многих болезней благодаря воспроизводству особого гормона простагландина, который способен нейтрализовать яйцеклетки и предотвратить зачатие.
Тантрический гуру
Подобно тому, как Шакти творит и формирует сотворенное, а Шива наблюдает за этой игрой, так и женщина, олицетворяющая Шакти, формирует состояние мужчины, который наблюдает за этой игрой, как Шива. В соответствии с этим тантрическая тради- ция передается от женщины к мужчине, то есть женщина являет- ся учителем, а мужчина – учеником, получающим от нее посвя- щение. Всю подготовительную работу совершает женщина. Она ставит отметину на лоб мужчине, указывая тем самим, на что мужчина должен медитировать, сама же формирует приближе- ние майтхуны (акта совокупления). Таким образом, Тантра меня-
71
ет местами роль мужчин и женщин, так как обычно мужчина как агрессивное начало формирует и заканчивает весь акт. Здесь же женщина является оператором, а мужчина – посредником. Жен- щина возбуждает мужчину и в подходящей момент должна по- мочь ему активизировать свою бинду так, чтобы он смог выпол- нить ваджроли. Если мужчина теряет свою бинду, это означает, что женщина потерпела неудачу, неправильно выполнив свои функции. В Тантре сказано, что Шива ничего не может без Шак- ти, ибо Шакти – жрица. Поэтому, когда практикуется вама марга, мужчина должен проникнуться тантрическим отношением к женщине. В обычной жизни мужчиной овладевает сладострас- тие, но во время майтхуны этого не должно быть. Тантра требует, чтобы мужчина относился к женщине, как к божественной мате- ри, Дэви, и приближался к ней с чувством преданности и подчи- нения, а не с вожделением. Тантрическая концепция сексуальных взаимоотношений утверждает, что женщины наделены духовны- ми качествами в большей мере, чем мужчины, и потому было бы благоразумнее, если б они взяли на себя ответственность за соци- альные проблемы. В этом случае все сферы жизни людей пропи- тались бы большей красотой, состраданием, любовью и понима- нием. И это вовсе не означает, что Тантра возвеличивает принци- пы матриархата над патриархатом, как это может показаться на первый взгляд. Просто речь здесь идет об особенностях Тантры левой руки.
Наслаждение – не йогический путь
По существу, практика майтхуны является одним из самых легких способов пробуждения кундалини и сушумны, потому что уже включает в себя действие, столь привычное для всех. И все-таки не все готовы следовать этим, казалось бы, легким пу- тем, ибо майтхуна – не сексуальное наслаждение, хотя внешне они похожи. Во взаимоотношениях между мужем и женой, нап- ример, есть определенная зависимость и чувство собственности, а в Тантре каждый партнер независим. Другая особенность тант- рической садханы – развитие бесстрастия. Ум мужчины, напри- мер, должен быть подобен уму 6рахмачарина, свободный от сек- суальных мыслей и страстей, которые обычно возникают в при- сутствии женщины. Оба партнера должны быть очищены как внешне, так и внутренне от всякой скверны, прежде чем присту- пят к майтхуне. Это требование Тантры весьма трудно понять обычному человеку, который под сексуальным взаимодействием привык видеть исход страсти, физических или эмоциональных
72
привязанностей или средством для продолжения рода. Чтобы ос- вободиться от этих инстинктивных побуждений и встать на путь вама марги, необходимо долгие годы следовать по пути дакшина марги. Лишь после этой аскезы человек всем существом понима- ет, что майтхуна предназначена самой природой не для физичес- кого удовлетворения, а для возрождения сушумны, сквозь кото- рую наконец-то сможет подняться кундалини, Шакти Шивы, к своему возлюбленному супругу. Если же этого понимания нет, поднимающаяся кундалини не встретит Того, к Кому так стреми- лась и выйдет из-под контроля, разгневанная и разрушающая. Этот путь нельзя использовать неосмотрительно как предлог для потворства своим низменным страстям. Этот путь предназначен для трезвых и серьезно мыслящих, кто относится к энергии как средству достижения самадхи, высшего духовного пробуждения, иначе эта энергия превратится в средство их гибели.
Свами Сарасвати